Внеситуативно-личностное общение

Внеситуативно-личностное общение
(лат. situatio — положение) — высшая форма общения ребенка со взрослым в концепции М.И.Лисиной, возникающая в старшем дошкольном возрасте и характерная для детей 6—7 лет. В.-л. о. направлено на познание социального, а не предметного мира. Оно не включено в какуюлибо другую деятельность и представляет собой общение в чистом виде. В.-л. о. протекает в форме эпизодов, имеющих самостоятельное значение для ребенка и не являющихся аспектом какого-либо иного сотрудничества со взрослым. В.-л. о. формируется на основе личностных мотивов, побуждающих ребенка к коммуникации. Взрослый привлекает ребенка не только как источник знаний о социальных явлениях, но и как уникальная личность, со всеми своими свойствами и отношениями. В.-л. о. позволяет ребенку обсудить свои отношения с другими детьми, достоинства и недостатки своих товарищей, нормы поведения в группе и пр. Взрослый в таком обсуждении выступает как компетентный судья, с которым ребенок стремится согласовать свое отношение к окружающему, добиться общности взглядов и оценок. Потребность в общении на этом этапе включает в качестве основного компонента потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. При этом она сохраняет в своем содержании и все прежние компоненты: потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в сотрудничестве с ним и в его уважении. Старший дошкольник нуждается в одобрении и положительной оценке взрослого. Но для него особенно важно получить оценку тех или иных качеств и поступков (как своих, так и других людей). Он стремится к тому, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Такая общность взглядов и оценок является показателем их правильности. Среди разнообразных средств В.-л. о. основное место занимают речевые. В.-л. о. имеет важное значение для развития личности ребенка. Во-первых, в нем он усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им. Во-вторых, учится видеть себя со стороны и оценивать собственные действия, что является необходимым условием овладения своим поведением. В-третьих, ребенок начинает дифференцировать различные социальные роли взрослых (воспитателя, врача, учителя) и в соответствии с этим поразному строить свои отношения с ними. В.-л. о. является существенным моментом подготовки ребенка к школьному обучению, важную частью которой составляет отношение ко взрослому как к учителю и умение занять позицию ученика. Е. О. Смирнова

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Смотреть что такое "Внеситуативно-личностное общение" в других словарях:

  • Общение: онтогенез - дошкольное детство — При характеристике развития ребенка в первый год жизни в кач. ведущей деятельности называют непосредственно эмоциональное. О. со взрослым. Благодаря близкому эмоциональному контакту в процессе О. формируются новообразования младенческого возраста …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ОБЩЕНИЕ — взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Генезиса коммуникативной деятельности концепция — [греч. genesis происхождение; лат. communicStio сообщение, передача] теория о возникновении и развитии общения, его значении в жизнедеятельности детей в первые семь лет их жизни, разработанная М.И. Лисиной. Общение в контексте данной концепции… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»